В ходе прошедшего в Схипхоле заседания суда по делу о крушении в 2014 году самолёта, следовавшего рейсом MH17, было решено запросить у американских властей спутниковые снимки района катастрофы. До сих пор эти данные присутствуют в деле лишь в виде текстового описания, и судья Хендрик Стейнхейс констатировал, что с осени 2016-го прокуратура даже не пыталась получить доступ к этим снимкам в рамках расследования. Вместе с тем суд отклонил прошение стороны защиты на повторный запрос информации с радаров НАТО, которые могли зафиксировать обстановку в небе над Донбассом в момент крушения. Также суд отказал в переводе материалов дела на русский язык, хотя среди обвиняемых — трое россиян и украинец. Следующее заседание по делу должно пройти 31 августа.

«Прокуратура не пыталась проверить, можно ли получить доступ к снимкам»: какие вопросы остаются к процессу по делу MH17

  • © Maxim Zmeyev

В пятницу, 3 июля, в голландском Схипхоле состоялись очередные слушания по делу о крушении в 2014 году самолёта, следовавшего рейсом MH17. В ходе заседания суд счёл обоснованным повторно запросить у властей США спутниковые снимки с места катастрофы, которые пока имеются в деле лишь в виде текстового описания.

«Заинтересованность в просмотре спутниковых снимков и приобщении их к делу очевидна. Суд отмечает, что с осени 2016-го прокуратура не предприняла никаких попыток проверить, могут ли эти снимки быть обнародованы в рамках уголовного процесса. Повторный запрос был бы обоснован», — заявил председательствующий судья Хендрик Стейнхейс.

Ранее суд в Нидерландах делал соответствующий запрос американской стороне, однако в ответ Соединённые Штаты заявили, что не могут предоставить дополнительные данные о запуске ракеты помимо сведений, направленных ещё в 2014 году.

В связи с этим отложен допрос голландского следователя, который лично ознакомился с этими снимками и подтвердил данные, содержащиеся в текстовой расшифровке фотографий. На проведении допроса настаивали адвокаты россиянина Олега Пулатова, одного из четырёх фигурантов дела, которому предъявлены обвинения.

В то же время суд отклонил повторное прошение о том, чтобы НАТО предоставило данные со своих радаров, которые могли зафиксировать наличие в небе перед крушением других воздушных судов, кроме сбитого малайзийского Boeing.

«Прокуратура не пыталась проверить, можно ли получить доступ к снимкам»: какие вопросы остаются к процессу по делу MH17

  • © Michael Kooren

Кроме того, суд не удовлетворил запрос защиты о необходимости перевести все документы дела MH17 на русский язык. Напомним, что помимо россиянина Пулатова фигурантами дела являются ещё двое граждан РФ (Игорь Гиркин (Стрелков) и Сергей Дубинский), а также украинец Леонид Харченко. При этом на 31 августа назначено следующее заседание, на которое вызваны все четверо фигурантов.

«Данный запрос был отклонён 7 мая судебным следователем в связи с тем, что требование недостаточно специфично и обоснованно. Суд разделяет это мнение и поэтому отклоняет требование защиты», — сообщил судья.

Вместе с тем суд не согласился с позицией прокуратуры по делу о крушении MH17. 

«Прокуратура говорит, что рассмотрела другие сценарии и… отмела их на основе независимых расследований. Суд, однако, считает, что правдоподобность одного сценария не может исключать вероятность других сценариев», — указал Стейнхейс.

Он также отметил, что защите следует чётко аргументировать подачу запросов и яснее обозначать те обвинения, которые отрицает их клиент. В данном случае судья имел в виду Олега Пулатова — единственного подозреваемого, интересы которого представлены суде. Этим вопросом занимается группа юристов.

«Суд пока не может оценить состоятельность многих запросов, в связи с чем откладывает их рассмотрение на более поздний срок», — сказал судья.

Крушение пассажирского рейса MH17, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля 2014 года в Донбассе в районе боевых действий между Вооружёнными силами Украины и отрядами самообороны Донецкой народной республики. В катастрофе погибли все 298 человек, которые находились на борту (283 пассажира и 15 членов экипажа).

Вину за произошедшее с MH17 западные СМИ и политики практически сразу возложили на ДНР и Россию. Несколько стран, граждане которых погибли в авиакатастрофе, и Украина сформировали Совместную следственную группу (ССГ), позднее к ней подключилась Малайзия. РФ к её работе не допустили, несмотря на опыт российских специалистов в области расследования авиационных происшествий.

В ходе судебного разбирательства нидерландская сторона заявляла, что Украина не предоставила первичные данные с радаров, полученные в день катастрофы. Данные были получены только со вторичного радара, который регистрирует только находящиеся в небе и передающие сигнал на землю гражданские самолёты.

ССГ привела информацию, согласно которой один из первичных радаров был выключен, поскольку находился на территории самопровозглашённых республик Донбасса, второй был повреждён в ходе боевых действий, а третий находился на плановом ремонте.

Российская сторона неоднократно указывала: следствие пытается настаивать на том, что украинские ПВО не функционировали в день трагедии. На это обстоятельство в начале июня 2020 года обратила внимание официальный представитель МИД Мария Захарова. Она напомнила о существовании фотографий, на которых «украинские официальные лица позировали на фоне развёрнутых в зоне так называемой АТО «Буков» в боевом состоянии».

Заявления властей Австралии о судебном процессе по делу о крушении рейса МН17 на востоке Украины в 2014 году ставят под сомнение…

«Эта ракета имеет в своём составе тяжёлые поражающие элементы — двутавры (бабочки. — RT). На корпусе Ил-86 преобладали повреждения в форме бабочек, какие обычно оставляют ракеты 9М38М1 с двутаврами. Однако известно, что на малайзийском самолёте были обнаружены входные отверстия в виде параллелепипедов, а не бабочек. Подобные повреждения оставляет ракета более старой модификации — 9М38, двутаврами не оснащённая», — отмечали специалисты «Алмаз-Антея».

Впоследствии в Нидерландах вновь вернулись к изучению поразивших лайнер боеприпасов. В начале июня 2020 года прокурор Тейс Бергер раскрыл новые подробности проведённой судебно-медицинской экспертизы. В частности, он сообщил о характере повреждений, полученных экипажем лайнера.

По его словам, в телах членов экипажа было найдено 29 стальных осколков, причём только один из них имел форму бабочки. Вместе с тем сообщалось, что всего в обломках Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines и телах погибших в результате катастрофы пока удалось обнаружить лишь 370 осколков из предполагаемых 8 тыс., которые должны были образоваться при взрыве ракеты комплекса «Бук».

Только два найденных фрагмента визуально напоминают бабочку. Один из них был найден в теле капитана судна, второй — в районе передней части кабины. При этом само следствие отмечает, что в ракетах 9М38М1 количество поражающих элементов в форме бабочки составляет 25% от общего числа.

Источник

Добавить комментарий