Этим вопросом задалась Франческа Касадио, глава отдела реставрации и наук Чикагского института искусств

 

  •  COVID-19 оставит след в искусстве? ARTinvestment.RU   13 мая 2020

    Винсент ВАН ГОГ Спальня. 1889
    Фото: Art Institute of Chicago. Helen Birch Bartlett Memorial Collection
    Источник: artnews.com

На данный момент самое большое непосредственное влияние на мир искусства, которое оказал вирус COVID-19, — это повсеместное закрытие музеев и выставочных площадок. Однако это временное явление. А вот воздействие на предметы искусства различных дезинфицирующих средств, которыми музеи и другие пространства будут обеззараживать поверхности и воздух, чтобы сделать их безопасными для посетителей после снятия карантина, может стать постоянным. И пока музеи и другие арт-институции определяют лучшие способы дезинфекции, реставраторы ищут наиболее щадящие и безопасные варианты защиты предметов искусства и коллекционирования от влияния и вируса и средств защиты от него.

Когда музеи снова будут открыты, их внутреннее пространство и даже воздух внутри него, несомненно, сильно изменятся: обслуживающий персонал будет носить средства индивидуальной защиты, дверные ручки, перила, туалетные комнаты, скамейки и другие поверхности, к которым постоянно прикасаются персонал и посетители, будут постоянно обрабатываться дезинфицирующими средствами.

Наиболее распространенными ингредиентами таких средств являются отбеливающие и окисляющие вещества, которые при соприкосновении могут нанести непоправимый ущерб многим предметам искусства. А такие соприкосновения неизбежны, учитывая, какое количество посетителей и работников музея будут касаться обрабатываемых этими средствами поверхностей.

Одним из наиболее щадящих вариантов являются средства на основе тимола. Тимол — эфирное масло, которое содержится во многих растениях семейства тимьяновых и обладает мощным противомикробным и противовирусным эффектом. Проверка, которую провела Франческа Касадио, нанеся несколько капель этого масла на поверхность предметов, хранящихся в музее Чикагского института искусств, показала, что негативного воздействия это масло не оказало. Однако это не значит, что оно не оставило следов.

Это навело Касадио на мысли о том, что подумают специалисты следующих поколений, когда обнаружат на многовековых произведениях искусства следы тимола в качестве маркера эпохи коронавируса.

Похожий маркер эпохи был, например, обнаружен во время исследования картины «Спальня» Винсента Ван Гога из собрания музея Чикагского института. Несколько лет назад специалисты музея взяли пробы краски с поверхности этой работы и при исследовании обнаружили в ней частички бактерий. Не тех, что сейчас вызывают болезнь по всему миру, но тех, что были в воздухе вокруг художника, когда он создавал работу и которые при распространении могут повлиять на ее сохранность.

Таким образом, хотя мы пока не можем предсказать, каким образом сегодняшние средства борьбы с инфекцией повлияют на состояние предметов искусства в будущем, можно быть уверенным, что специалисты будущих поколений получат новый маркер в составе поверхностных слоев произведений искусства, позволяющий указать на его существование в эпоху коронавируса.

Источник: artnews.com

Источник

 

 

Добавить комментарий