В скором времени в Северной столице появится новое частное учреждение — музей-институт исламской культуры

Дом Брюллова на пороге мусульманской будущности

Дом Брюллова на Кадетской линии Васильевского острова. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Организацией этого музея занимаются несколько институций и сообществ, главные из которых — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук и Международный центр исламских исследований (МЦИИ). Учредитель — Некоммерческий фонд развития научных и культурных проектов «Аль-Макам» (Al Maqam). Идею создания музея-института исламской культуры поддержали директора ведущих российских музеев.
Как рассказал корреспонденту The Art Newspaper Russia Ефим Резван, арабист и исламовед, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Кунсткамеры и директор будущего музея, эта идея обсуждалась среди петербургских специалистов по исламу уже несколько лет. 

Дом Брюллова на пороге мусульманской будущности

Панель от минбара (кафедры имама) из мечети Ибн Тулуна. Около 1296. Экспонат из исламской коллекции Эрмитажа, поддержавшего создание нового музея. Фото: Государственный Эрмитаж

«У нас в городе сложилась странная ситуация, — говорит профессор Резван. — Колоссальные по своему научному и культурному значению коллекции предметов исламской культуры собраны в Кунсткамере, Эрмитаже, Институте восточных рукописей, Этнографическом музее, Музее истории религии, а мы фактически не можем их целиком показать».
По словам Резвана, в залах Кунсткамеры представлено всего десятка полтора экспонатов, относящихся к исламу, а тысячи предметов лежат в запасниках и их никогда не видели посетители. Например, в 2006 году музей сделал выставку «Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары». В Санкт-Петербург из Узбекистана привезли тогда малоизвестные произведения Ивана Клюна, братьев Владимира и Георгия Стенбергов, Александры Экстер, Алексея Явленского. А роскошные шелковые ткани Кунсткамера извлекла из своих запасников. После выставки шелка снова спрятали, и они ждут какого-нибудь следующего проекта: места в постоянной экспозиции для них нет.

Дом Брюллова на пороге мусульманской будущности

Состояние интерьеров Дома Брюллова. Фото: Роман Везенин

В начале 2019 года идею нового музея поддержал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Руководители Эрмитажа, Кунсткамеры и Российского этнографического музея написали письмо на имя Александра Беглова, тогда еще временно исполнявшего обязанности губернатора. Администрация города очень быстро и необычайно конкретно дала положительный ответ. Власти предложили на выбор два здания: одно в районе Лиговского проспекта, второе неподалеку от Кунсткамеры и университета. Это так называемый дом Брюллова, памятник истории и культуры федерального значения, за сохранение которого не один год бьются градозащитники. Домом с 1845 года владел старший брат живописца Карла Брюллова архитектор Александр Брюллов, который существенно перестроил прежнее здание. По наследству дом перешел к его дочери, чьим мужем был архитектор Павел Сюзор. Последний вместе с большой группой деятелей культуры в начале XX века создал в этом доме музей «Старый Петербург». При советской власти здесь располагались различные учреждения, часть здания была жилой, но в последние десятилетия дом пустовал и разрушался. С 2016 года петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) вело с чиновниками переговоры о первоочередных противоаварийных работах и частичной музеефикации лицевого флигеля.

Дом Брюллова на пороге мусульманской будущности

Состояние интерьеров Дома Брюллова. Фото: Роман Везенин

Устроители музея-института исламской культуры готовы взять на себя расходы по реставрации и приспособлению здания, а также по частичному воссозданию экспозиции, посвященной «Старому Петербургу». «На одну только реставрацию, по предварительным подсчетам, уйдет около 500 млн руб., — рассказывает Ефим Резван. — Учредитель музея, фонд „Аль-Макам“, будет аккумулировать средства, наблюдательный совет — контролировать доходы и расходы. Деньги соберем всем миром, но исключительно в пределах России». 

Самая важная часть любого музея — коллекция. У будущей институции уже складывается собственная, в ней около 200 предметов, в основном дары из частных собраний. Соучредитель фонда «Аль-Макам» Игорь Панков, бизнесмен, защитивший кандидатскую диссертацию по суфизму, готов передать музею свою коллекцию среднеазиатской керамики. 

Дом Брюллова на пороге мусульманской будущности

В постсоветские годы историческое здание на Кадетской линии Васильевского острова сильно обветшало. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Одна из важных задач музея — просвещение и образование, в том числе среди самих мусульман, представление разнообразных форм ислама в мире. Всем интересующимся мусульманской культурой музей-институт предложит выставки, фестивали культуры разных стран, лекции, дискуссии с участием ведущих ученых и философов, показы кинофильмов и даже мод. 

Необходимо добавить, что далеко не все жители города встретили новость с одобрением. В частности, возникла кампания по сбору подписей под интернет-петицией с призывом отменить это решение. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский даже вынужден был написать в статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», что шокирован реакцией на идею создания музея. «Подобное могло быть где угодно, но не в Петербурге-Ленинграде. В городе, в центре которого стоит шедевр архитектуры — мечеть, где во дворцах исламские интерьеры, где одна из самых сильных в мире школ академического востоковедения», — посетовал Михаил  Пиотровский. 

Источник

Добавить комментарий