Искусствовед Марк Рестеллини также заявил, что Институт Вильденштейна Платтнера держит труд всей его жизни в заложниках

  •  Эксперт по творчеству Модильяни подал в суд за размещение его работы в свободном доступе ARTinvestment.RU   11 июня 2020

    Марк Рестеллини во время демонтажа выставки «Модильяни и Монпарнас, прошедшей в Ливорно (Италия) в 2018 году, на которой он был куратором
    Фото: Laura Lezza/Getty Images
    Источник: news.artnet.com

Как известно, Амедео Модильяни — один из самых дорогих и одновременно самых подделываемых художников мира. Именно поэтому аутентификация его работ — отдельный большой бизнес, ведь всего один подписанный специалистом документ может стоить владельцу той или иной работы буквально десятки, а то и сотню миллионов долларов. В итоге среди экспертов, чья репутация позволяет выдавать заключения на произведения Модильяни, на арт-рынке существует жесточайшая конкуренция.

И вот, Марк Рестеллини, один из крупнейших специалистов по творчеству Модильяни, более 10 лет работающий над созданием очередного каталога-резоне (на сегодняшний день это по крайней мере пятая попытка его создания), обнаружил, что Институт Вильденштейна Платтнера планирует предоставить полный и свободный доступ к материалам его работы до официальной публикации каталога. В иске, поданном 9 июня 2020 года в федеральный суд Нью-Йорка, Рестеллини просит суд заставить организацию воздержаться от публикации своих исследований и уничтожить любые цифровые копии.

Представитель Института Вильденштейна Платтнера, комментируя грядущее судебное разбирательство для New York Times, назвал иск «рекламным трюком» и добавил, что он уверен в полном праве института «поделиться своими архивами исследований творчества Модильяни с общественностью в поддержку своей благотворительной миссии». Ход судебного разбирательства и решение суда могут оказать большое влияние на развитие рынка художника. Сегодня вопросы подлинности той или иной работы стоят так остро, что, по заявлению Рестеллини, ему неоднократно угрожали смертью.

Заключение эксперта может стоить десятки и сотни тысяч долларов, и если данные, позволяющие судить о подлинности картины, станут доступны бесплатно, это может обесценить работу экспертов и косвенно повлиять на ценовую динамику для работ Модильяни. О том, что в институте знают о финансовом аспекте дела и о том, насколько для эксперта важен уникальный доступ к информации, говорят цитаты из онлайн-выступления директора института, приводимые в иске, в которых он заявляет, что «сканирование всего архива и размещение его в Интернете» было «легким делом», и предлагает всем «противостоять чрезмерным ограничениям в применении авторского права и охране интеллектуальной собственности».

Самое интересное во всем этом деле то, что Рестеллини никогда не сотрудничал непосредственно с Институтом Вильденштейна Платтнера. Рестеллини начал свои исследования при поддержке Парижского института Вильденштейна, основанного в 1970 году торговцем произведениями искусства Даниэлем Вильденштейном. После смерти Даниэля в 2001 году управление институтом взял на себя его сын Гай. В 2014 году Рестеллини прекратил сотрудничество с институтом Вильденштейна.

В ноябре 2016 года Гай вместе с немецким коллекционером Хассо Платтнером создал новую арт-институцию — Институт Вильденштейна Платтнера, целью которого была оцифровка и расширение свободного доступа к историко-художественным документам. Согласно материалам дела, документы Рестеллини, без какого либо запроса на разрешение у автора, были переданы во вновь образованный Институт Вильденштейна Платтнера. «Согласно материалам иска, Марк Рестеллини является и всегда был единственным автором каталога-резоне и владельцем всех основных материалов, связанных с его работой, — сказал адвокат Рестеллини Дэн Леви в приводимом Artnet News заявлении. — Поскольку Институт Вильденштейна никогда не имел никаких прав ни на один из материалов Рестеллини, он не мог передать никаких прав Институту Вильденштейна Платтнера».

Остается только надеяться, что судебное разбирательство не сильно задержит финальный этап работы над каталогом-резоне Модильяни и пятая попытка его публикации окажется удачной.

Источник: news.artnet.com

Источник

Добавить комментарий