Исследователь творчества художника подставил под сомнение атрибуцию работ позднего периода

  • Поль ГОГЕН Женщины и белая лошадь. 1903
    Фото: © Museum of Fine Arts, Boston
    Источник: washingtonpost.com

Сенсационную версию о том, что как минимум часть работ Поля Гогена позднего периода не принадлежит его руке, а появилась на свет по заказу Амбруаза Воллара, который хотел извлечь выгоду из внезапного всплеска спроса на работы художника, выдвинул в недавнем материале The Washington Post самоназванный арт-детектив Фабрис Фурмануар.

Согласно известным биографическим данным, в последние годы жизни Поль Гоген был болен, испытывал страдания и скончался в 1903 году в возрасте 54 лет. В период обострения болезни он был не в состоянии заниматься искусством: «То, что он вообще писал в первые месяцы 1903 года, — почти чудо», — утверждает один из исследователей творчества Гогена, Джордж Шекелфолд.

Фурмануар же считает, что работы «Женщины и белая лошадь», «Заклинание» из Бостонского музея, а также еще как минимум 13 работ из музеев Праги, Иерусалима и Цюриха, датированные 1903 годом, — подделки, выполненные в последний год жизни художника. Помимо собственно датировки произведений и сложных условий для творчества художника в последние месяцы его жизни, Фурмануар поддерживает свою позицию тем, что стилистически работы этого периода (например, «Заклинание») больше всего походят на компиляцию из некоторых его более известных работ (он называет знаменитую работу «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»), а в некоторых других произведениях, например в композиции «Женщины и белая лошадь», пейзаж больше всего напоминает виды Таити, а не Маркизских островов, куда Гоген переехал в 1901 году.

Фабрис Фурмануар не профессиональный искусствовед, однако изучением творчества Гогена он занимается большую часть жизни. В свое время искусство и личность художника захватили его настолько, что он какое-то время прожил на Таити и других островах, повторяя путь Гогена, чтобы лучше ощутить атмосферу, изображенных на его картинах мест. И если ранее к мнению специалиста-самоучки арт-сообщество было склонно относиться скептически, то, после того как благодаря его исследованию музей Гетти был вынужден признать, что скульптура «Голова с рогами» руке Гогена не принадлежит, к его словам начали прислушиваться.

Реакции от официальных представителей музеев и специалистов по творчеству художника не последовало, однако вполне вероятно, что многие работы художника позднего периода будут подвергнуты дополнительным исследованиям.

Источник: washingtonpost.com

Источник

Добавить комментарий