Недавнее решение апелляционного суда в Пасадене (США) положило конец 20-летнему разбирательству вопроса о принадлежности картины

  • Камиль ПИССАРРО Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь. 1897
    Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид
    Фото: Public domain. Courtesy of Wikimedia Commons
    Источник: commons.wikimedia.org

Пейзаж «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», написанный Камилем Писсарро в 1897 году, после долгих десятилетий разбирательств останется в стенах мадридского Музея Тиссена-Борнемисы. Итоговое решение вынес суд.

Согласно материалам дела, в 1939 году владелица картины Лилли Кассирер была вынуждена продать ее, чтобы оплатить безопасный выезд семьи из Германии. После Второй мировой войны работа Писсарро сменила нескольких владельцев, а в 1976 году барон Ганс Генриха Тиссен-Борнемиса купил пейзаж в нью-йоркской Hahn Gallery. В 1993 году коллекция барона была выкуплена государством и легла в основу государственного музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде. И теперь, спустя 20 лет после того, как внук Лилли Кассирер случайно увидел картину в музее, пейзаж наконец признан полноправной частью музейного собрания и может без ограничений участвовать в выставках.

Стандартным реституционным процессом дело о принадлежности работы Писсарро назвать сложно. Во-первых, сам факт продажи картины Писсарро под давлением никто никогда не отрицал, и в 1958 году Лилли Кассирер уже получила компенсацию за эту работу от правительства Германии. Во-вторых, картина с 1976 года (более 20 лет на момент подачи первого иска) находилась в открытом доступе в экспозиции музея (сначала частного, а позже государственного), участвовала в выставках, публиковалась в каталогах. То есть её не искали целенаправленно. И в-третьих, с упорством, достойным, возможно, лучшего применения, наследники Кассирер подавали иски исключительно в суды США, не желая принимать во внимание, что законодательство их страны не распространяется в полной мере на другие страны мира (например, Испанию).

Наконец, 17 августа 2020 года, после вынесения нескольких подобных решений судами другой юрисдикции, апелляционный суд города Пасадены (штат Калифорния, США) постановил, что «после полного судебного разбирательства по существу дела владельцем картины является [фонд Тиссена-Борнемисы]. Картина останется в публичном доступе в экспозиции музея, как это было с 1992 года». «Мы удовлетворены, что апелляционный суд единогласно подтвердил право собственности фонда на картину Писсарро», — заявил адвокат музея Таддеуш Штаубер.

Источник: news.artnet.com

Читайте по теме на AI:
07 февраля 2010: Судьба картины Камиля Писсарро остается под вопросом;
12 апреля 2010: Запутанная история шедевра Писсарро;
30 августа 2010: У Испании будут требовать возвращения картины Камиля Писсарро;
04 июля 2012: Наследнику не удалось отсудить у Фонда Тиссена-Борнемисы картину Писсарро;
16 декабря 2013: Наследники не теряют надежды отвоевать полотно Писсарро из собрания Музея Тиссена-Борнемиссы;
15 июня 2015: Картина Писсарро останется в музее Тиссена-Борнемисы;
11 июля 2017: Наследники вновь будут судиться с Музеем Тиссена-Борнемисы из-за Писсарро.

Источник

Добавить комментарий