Эксперты и специалисты-реставраторы призывают власти страны ужесточить законы о реставрационных работах

  • 
                                                        Копия работы Мурильо пострадала от рук непрофессионального реставратора в Испании
                            ARTinvestment.RU   23 июня 2020

    Слева: Эстебан Мурильо «Непорочное зачатие» (фрагмент); справа — фрагмент копии работы после первой и второй попытки реставрации
    Фото: Cedida por Coleccionista/Europa Press 2020
    Источник: theguardian.com

У автора одной из самых неудачных реставраций — фрески, сегодня известной как «Пушистый Иисус», появился очередной последователь. И если попытка реставрации фрески «Ecce Homo» в одной из церквей испанского города Борха была сделана бесплатно, из желания помочь, то автор «реставрации» копии известной работы Эстебана Мурильо «Непорочное зачатие» предъявил владельцу картины счет на €1,2 тыс.

Информация об очередной испорченной картине появилась на страницах СМИ в конце прошлой недели. Как пишут, владелец картины, коллекционер из Валенсии, отдал копию работы Мурильо в руки реставратора, специализирующегося на восстановлении мебели, чтобы он очистил картину. Обычно под этим понимается снятие с красочной поверхности работы отложений пыли и грязи при помощи специальных средств либо снятие старого, пожелтевшего лака и замена его на новый прозрачный слой. Но, очевидно, что-то произошло: красочный слой работы сильно пострадал и попытки восстановления изображения (их было две: недовольный результатом работы «реставратора», владелец картины попросил его исправить сделанное) привели к полному уничтожению центральной части работы, где было изображено лицо Девы Марии.

Новость об очередном уничтожении произведения искусства при «реставрации» вызвала резонанс в арт-среде Испании. Специалисты-реставраторы и арт-эксперты обратились к властям с просьбой ужесточить регулирование реставрационных работ и более точно определить само понятие «реставратор».

Фернандо Каррера, профессор Школы сохранения и реставрации культурного наследия Галисии, сказал, что такие случаи подчеркивают необходимость выполнения работ только подготовленными реставраторами. В комментарии для The Guardian он заявил: «Я не думаю, что этот человек — или эти люди — должны называться реставраторами. Давайте будем честными: они проходимцы, которые все портят. Они разрушают вещи». Каррера также уточнил, что действующее законодательство в Испании позволяет участвовать в реставрации людям без необходимых навыков. «Вы можете себе представить, что случайному человеку позволено оперировать других людей? Или ему разрешено продавать лекарства без лицензии фармацевта? Или кому-то, кто не является архитектором, разрешено проектировать здания? …Хотя реставраторы гораздо менее важны, чем врачи, …их действия должны строго регулироваться во имя истории культуры Испании», — добавил он.

Вице-президент Профессиональной ассоциации реставраторов и консерваторов (Acre) Испании Мария Борха в комментарии для испанской прессы сказала: «к сожалению, подобные случаи гораздо более распространены, чем вы думаете. Мы узнаем о них только тогда, когда люди сообщают о них в прессе или в социальных сетях, но есть множество других случаев, когда реставрация выполняются людьми без специальных навыков. …Непрофессиональные вмешательства означают, что произведения искусства страдают, и ущерб, который им наносится, может быть необратимым». Главную мысль специалистов выразил в одном из интервью Фернандо Каррера: «Мы должны инвестировать в наше наследие, но прежде, чем говорить о деньгах, мы должны убедиться, что люди, которые выполняют эту работу, были этому обучены».

Учитывая частоту, с которой Испания в последние годы сталкивается со случаями повреждения и уничтожения культурных ценностей в результате непрофессиональной реставрации, вполне вероятно, что инициатива испанских специалистов найдет понимание у местных законодателей. Впрочем к опыту Испании, возможно, стоит присмотреться и остальным странам, в которых сфера оказания реставрационных услуг не входит в число самых прозрачных или хотя бы регулируемых.

Источник

 

 

Добавить комментарий