Согласно последним исследованиям картины, при её создании, Веласкес не обошелся без помощи камеры-обскуры

  • Диего ВЕЛАСКЕС Менины. 1656
    Фото: Прадо, Мадрид/Wikimedia commons.
    Источник: wikipedia.org

Одна из самых знаменитых картин испанской живописи XVII века продолжает открывать свои тайны. После того, как в 2013 году выяснилось, что небольшая копия «Менин», хранящаяся в Великобритании, которая долгое время считалась работой зятя художника (и его ученика) Хуана Батиста Мартинеса дель Мазо, все же частично является произведением Веласкеса, специалисты начали повторное исследование этой работы. Исследования, касающиеся, в первую очередь, изучения творческого метода художника на этапах его подготовительных работ, привели к неожиданным для многих выводам.

Профессор Мигель Усандизага, специалист Испанской школы архитектуры в Валле и Политехнического университета Каталонии, утверждает, что нашел доказательства тому, что для создания композиции и особенно – сложной схемы перспективы в «Менинах», Веласкес использовал камеру-обскуру (прародителя фотоаппарата). По мнению Усандизаги, прежде чем приступить к большому полотну, Веласкес использовал небольшой, «английский» холст в качестве своеобразного негатива будущей картины, поместив его в ящик камеры и прямо на нем произвел разметку будущей композиции.  «Затем он использовал эту работу, перенеся изображение с нее на более крупный холст, на котором потом и создал свой шедевр», говорит Усандизага.

Для доказательства своей теории, Усандизага использовал компьютер, на котором наложил друг на друга и сравнил фотографии обеих работ. «При сравнении двух версий картины мы обнаружили, что направляющие перспективы и прямые линии, определяющие построение пространства картины, были, за исключением различий в масштабе, практически идентичными». На этом основании, Усандизага утверждает, что положения, в котором каждая линия одного изображения настолько соответсвует другому, невозможно достичь невооруженным глазом и может быть достигнуто только с помощью камеры-обскуры. С этим, в прочем, связывают и тот факт, что «копия из Дорсета», согласно результатам исследования, создавалась в два этапа – сначала был написан задний план – фон и перспектива, а фигуры были добавлены позднее.

Обычно такие подготовительные рисунки из камеры-обскуры считались рабочим материалом и редко сохранялись авторами. Однако, «вместо того, чтобы уничтожить доказательства своей эффективной, но не обязательно высоко ценимой, практики, Веласкес, похоже, хотел выжать из него [холста из камеры-обскуры] еще немного пользы», попросив зятя дописать на нем изображения королевских фигур, соответствующие законченной композиции с тем, чтобы позже продать эту работу как самостоятельное произведение.

Несмотря на то, что использование технических приспособлений, в том числе – камеры-обскуры, были для художников XVII века (и более ранних эпох) достаточно распространено –  к примеру, Дэвид Хокни утверждал в своей книге, что ею пользовались Вермейер, Караваджо, Рембрандт и Ван Эйк – ранее историками искусства считалось, что Веласкес создавал свои произведения без помощи каких-либо вспомогательных средств.

Источники: sfltimes.com

Источник

Добавить комментарий