К такому выводу пришли ученые, занимающиеся исследованием поверхности картин

  • 
                                                        Микробы могут способствовать сохранности работ старых мастеров и помочь в установлении их подлинности
                            ARTinvestment.RU   29 июня 2020

    Коллаж с примерами проб, взятых с поверхности работ старых мастеров
    Фото: J. Craig Venter Institute
    Источник: dailystar.com.lb

Микроорганизмы, находящиеся на поверхности работ старых мастеров, могут изменить правила игры при аутентификации и консервации произведений искусства времен Средневековья и Возрождения и других периодов и эпох. К этому выводу пришла команда американских специалистов из Института Дж. Крейга Вентера (JCVI), известного исследовательского центра, аффилированного с Институтом геномных исследований.

В исследовании, которое называют «первым крупномасштабным исследованием на основе геномики для понимания микробных сообществ, связанных со старением произведений искусства», были использованы образцы, взятые с поверхностей произведений, созданных в основном в период Возрождения и находящихся в частных собраниях Флоренции. Согласно выводам ученых, микроорганизмы, скопившиеся на поверхности работы за долгие годы ее бытования, обладают уникальным составом, помогающим, при его тщательном анализе и фиксации, выявить подделку и подтвердить подлинность конкретной картины или скульптуры. Кроме того, их свойства могут быть использованы для консервации и предотвращения разрушения красочного либо другого поверхностного слоя произведения искусства (по принципу патины).

Более того, обладая определенными данными, можно даже восстановить карту перемещений произведения искусства: ученые утверждают, что при перемещении предмета из одного региона в другой его поверхность неизбежно заселяется бактериями, характерными для нового региона. Комментируя результаты исследования для агентства «Франс-Пресс», микробиолог Манолито Торралба сказал: «Мы не можем указать точную временную шкалу таких перемещений… но можем утверждать, что предмет происходит из определенной [географической] области».

Подобные исследования могут также оказаться полезными для установления подлинности работ: современные технологии позволяют выделить из образцов, взятых с поверхности работы, образцы ДНК их автора. По утверждению Торралба: «Многие художники эпохи Возрождения использовали свой собственный биологический материал в своих работах… Леонардо и другие [авторы] были известны тем, что использовали свою слюну, а некоторые — собственную кровь». Таким образом, в случае если у исследователей будет образец ДНК автора, они смогут с достаточной степенью вероятности подтвердить подлинность той или иной работы. В частности, этот способ наверняка смог бы ответить на вопрос о подлинности некоторых работ, приписываемых Леонардо да Винчи, так как историкам известно точное место его захоронения в замке Амбуаз во Франции.

Что касается реставрации, то знание того, что за бактерии находятся в составе поверхностного слоя работы и каким образом они взаимодействуют с краской, лаком или другими органическими соединениями в ее составе (как известно, многие бактерии питаются масляной краской или холстом), позволит избежать случайного повреждения работ при попытке избавиться от этого бактериального слоя. «Мы знаем, что можем определить, их состав, — сказал Торралба, имея в виду колонии микроорганизмов, находящихся на поверхности работы. — Следующим шагом будет выявление того, что они делают и чем питаются, и тогда у нас будет возможность подобрать очень специфический подход к уничтожению этих бактерий, не опасный для произведения искусства».

Источник

 

 

Добавить комментарий