Спустя более 10 лет после отказа вернуть наследникам Курта Глейзера около 200 работ по реституции, музей согласился взамен выплатить финансовую компенсацию, сумма которой не раскрывается

  • Здание музея изобразительный искусств Базеля, Швейцария
    Фото: Wladyslaw Sojka. Courtesy Wikimedia Commons
    Источник: art-critique.com

Впервые вопрос о реституции произведений из собрания бежавшего от нацистов Курта Глейзера был поднят наследниками коллекционера только в 2004 году. Тогда музей почти сразу же им отказал. Повторное рассмотрение дела состоялось в 2008 году и закончилось с тем же результатом: музей утверждал, что оснований для реституции быть не может, поскольку музей является добросовестным приобретателем 200 работ из коллекции Глейзера, проданных на аукционе в Берлине в 1933 году.

Ситуация изменилась в 2017-м, когда художественная комиссия Базеля снова согласилась рассмотреть это дело. Поводом стала появившаяся в швейцарских СМИ информация о том, что музей изначально предвзято подходил к рассмотрению этого дела, а также тот факт, что несколько музеев в Германии, купившие вещи из коллекции Глейзера на том же аукционе в Берлине, вернули их наследникам коллекционера.

И вот, три года спустя после начала пересмотра этого дела музей и наследники Курта Глейзера пришли к соглашению: приобретенные музеем в 1933 году 200 работ, в том числе оригинальная и тиражная графика Анри Матисса, Огюста Родена, Марка Шагала и Эдварда Мунка, останутся в собственности музея, а наследникам будет выплачена компенсация.

Дэвид Роуленд, адвокат наследников Глейзера заявил, что подобное решение дела — «Большой шаг вперед [для Швейцарии] и большой прогресс в решении реституционных вопросов». Внучатая племянница и одна из наследников Глейзера Валери Саттлер заявила, согласно публикации The New York Times: «Мы все очень скептически относились к возможности пересмотра этого дела… Это заняло много времени, но это хорошая новость».

Профессор Курт Глейзер занимал должность директора Берлинской государственной художественной библиотеки, когда в 1933 году нацисты вынудили его уволиться по закону, запретившему евреям занимать посты немецких госслужащих. Для того чтобы покинуть страну, ему пришлось продать всю свою коллекцию искусства на аукционе в Берлине в мае 1933 года. После Второй мировой войны наследники Глейзера, не имевшие данных о местонахождении работ из его коллекции, заявили о ее пропаже в судебные органы. И тогда власти Германии согласились, что коллекция исчезла из-за действий нацистов, и выплатили наследникам небольшую компенсацию. В 1998 году, после принятия Вашингтонских соглашений, регулировавших вопросы реституции произведений искусства, в Нидерландах была создана соответствующая комиссия, занимающаяся розыском подлежащих реституции работ, и работы из коллекции Глейзера были обнаружены в нескольких музеях Германии и Швейцарии. С тех пор наследники, с переменным успехом, пытаются вернуть в семью предметы коллекции Курта Глейзера.

Источники: art-critique.com, nytimes.com, artinvestment.ru

Источник

Добавить комментарий