Эта мера должна помочь музеям справиться с финансовыми потерями, которые они несут из-за карантина

  •  Музеям США разрешили продавать картины из фондов ARTinvestment.RU   01 мая 2020

    Здание Музея изобразительных искусств в Бостоне
    Фото: Courtesy of MFA
    Источник: mfa.org

В условиях кризиса, когда одна за другой появляются новости о том, что музеи за время карантина теряют миллионы и десятки миллионов долларов, Ассоциация директоров художественных музеев (AAMD) разрешила музеям использовать деньги, получаемые ими от государства или в качестве пожертвований, для хозяйственных нужд.

Более того, в случае крайней необходимости музеи для поправки своего финансового положения теперь имеют официальное разрешение продавать произведения искусства, хранящиеся в их постоянной коллекции.

Нужно сказать, что практика продажи произведений из музейных фондов не нова: в мире ежегодно продается около 100 тыс. музейных предметов. Однако до последнего времени вырученные деньги шли на приобретение новых экспонатов собрания либо же музеи просто обменивались работами, о чем договаривались заранее: как правило, это оформляется в виде двух отдельных продаж и проводится без лишнего внимания. Среди самых громких подобных сделок, ставших достоянием СМИ, — продажа в 2011 году Музеем изящных искусств в Бостоне восьми работ из своей постоянной коллекции, чтобы собрать деньги, необходимые для покупки картины Гюстава Кайботта «Человек в ванне». Среди картин, выставленных тогда на аукцион, были работы Клода Моне, Поля Гогена, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро и Пьера-Огюста Ренуара. Но такие случаи были скорее частным явлением, на которое требовалось особое разрешение и обоснование, в котором разъяснялось, почему изъятие этих работ из хранения музея не нанесет непоправимого урона значимости коллекции.

Сейчас же главным обоснованием продажи могут стать финансовые потребности музея, не связанные с пополнением фонда. И здесь мы сталкиваемся с несколькими проблемами логического, логистического и репутационного толка.

Во-первых, для продажи работы на аукционе по максимально высокой цене музей должен всячески подчеркивать её значимость и качество. И тут музей встает перед выбором: или подтвердить, что лучшие картины из его собрания идут с молотка, или сообщить потенциальному покупателю этой работы, что она в лучшем случае среднего уровня и что музей ничего не теряет, продавая её.

Во-вторых, сама идея продажи работ из музейных фондов для покрытия огромных убытков базируется на предположительно очень высокой стоимости этих картин. Однако немалая часть высокой цены — например, качественных (музейного качества) импрессионистов — обусловлена их относительной редкостью на рынке, и если вдруг музеи начнут активно их продавать, цена на них упадет.

И в-третьих, размышляя о суммах доходов, которые могут принести арт-институциям сокровища, годами хранящиеся в фондах, мало кто задумывается о расходах, сопутствующих продаже. Они включают в себя расходы на проведение экспертизы, страховку, получение разрешения на продажу предмета от дарителя и определение правового статуса предмета, уплату налога на продажу и процента от продажи наследникам автора (если это требуется), логистику и т.д. Перечисленные выше действия требуют много времени и трудозатрат, а суммарные расходы на них могут составить немалую долю от суммы продажи.

Идея более свободной продажи предметов из музейных фондов довольно интересна и может, при правильном управлении активами, разнообразить и освежить арт-рынок, но способен ли такой способ пополнения бюджетов способствовать активному развитию и музеев и арт-рынка — большой вопрос.

Источник: washingtonpost.com

Источник

 
 
close

Добавить комментарий