Предметом спора стала отмена гарантии на картину, принадлежащую Нахмаду и выставленную на торги

  • Джо Нахмад
    Фото: Courtesy of Nahmad Gallery
    Источник: news.artnet.com

Иск был подан в суд в Нью-Йорке еще месяц назад, 9 июня, однако подробности дела появились в средствах массовой информации только на этой неделе.

Итак, согласно материалам дела, компания JN Contemporary Art LLC, в которой работает Джо Нахмад, намерена получить от аукционного дома не менее $7 млн компенсации за отозванную Phillips гарантию суммой в $5 млн на картину Рудольфа Стингеля, которая должна была быть выставлена на торги весной этого года. Гарантия предоставлялась аукционным домом при условии размещения Нахмадом безотзывной ставки в $3 млн на одну из работ Жана-Мишеля Баскии, продававшейся на вечерних торгах Phillips в июне 2019 года. Ставка тогда была сделана, однако была перекуплена другим участником торгов, которому в итоге и досталась картина.

Аукционный дом заявил, что отзыв гарантии произошел из-за изменившихся условий работы в связи с пандемией, то есть по независящим от него причинам, однако сторона истца заявляет, что Phillips использует кризис, связанный с коронавирусом, как «предлог», чтобы безнаказанно не выполнить свою часть сделки, «так как считает, что нынешнее положение рынка работ Рудольфа Стингеля сильно ослабло».

Впрочем для отзыва гарантии аукционный дом имеет достаточно причин: при заключении соглашения о гарантии размером $5 млн за работу Стингеля такая оценка казалась вполне справедливой: в 2018 году похожая работа его авторства была продана на Sotheby’s за $6,5 млн. Однако сейчас ситуация на рынке сильно изменилась. И не только из-за пандемии. Наибольший урон рынку Стингеля нанесло расследование громкого дела арт-дилера Иниго Филбрика, занимавшегося продажей работ этого художника и недавно арестованного ФБР за мошенничество. Ослабление рынка художника подтверждает и статистика его последних продаж: из 44 картин Стингеля, выставленных на аукционы с начала 2018 года, 9 работ были не проданы, и только четыре из 36 проданных картин ушли по стоимости выше верхней границы эстимейта.

Помимо обвинений в невыполнении соглашения, в иске JN Contemporary Art LLC содержится также весьма запутанная претензия об условиях продажи Баскии, в которой в качестве гаранта цены участвовал Нахмад. Согласно материалам дела, владельцем или одним из владельцев работы мог быть собственник материнской компании Phillips российский бизнесмен Леонид Фридланд. И по мысли представителей Нахмада, «это означает, что ответчик или Фридланд получили всю сумму в 3 802 000 фунтов стерлингов, не платя ничего владельцу работы. И если бы истец [Нахмад] не сделал свою ставку на аукционе, по его мнению, никакой другой участник торгов не сделал бы первую ставку … и картина не была бы продана».

Перспективы иска пока не ясны. В нем, например, не объясняется, каким образом имя владельца работы может повлиять на выплату комиссии аукционному дому и на чем основано убеждение истца в том, что работа была продана только благодаря его ставке, если эта ставка была перебита другим покупателем. Сторона обвинения не принимает во внимание информацию о возможных изменениях условий продажи работы Стингеля, которую Леонид Фридланд лично передавал Нахмаду посредством мессенджера WhatsApp, поскольку, по мнению истца, это средство общения «не является юридически признаваемым способом коммуникации». Обнародование подробностей иска предоставляет всем желающим уникальную возможность оказаться в «закулисье» арт-рынка и увидеть в действии механизм спекулятивного ценообразования и гарантированных цен и ставок.

Источник: news.artnet.com

Источник

Добавить комментарий