Авторами самой дорогой картины мира являются Джованни Антонио Больтраффио и Салаи, говорится в недавно опубликованном эссе

  • Картинка: Леонардо ДА ВИНЧИ/Мастерская (Салаи при помощи Больтраффио). Христос как Спаситель мира. Ок.1506/8 — 1513 гг.
    Фото: Wikimedia commons.
    Источник: artwatch.org.uk

Вопрос авторства «Спасителя мира» не дает покоя специалистам по искусству итальянского Возрождения и творчеству Леонардо да Винчи. Свою версию происхождения самой дорогой картины в мире предложил в опубликованном в журнале ArtWatch UK эссе французский специалист по творчеству Леонардо, искусствовед Жак Франк. Подкрепляя свое мнение стилистическим сравнением фрагментов (в том числе – рентгенограмм) картины с эталонными произведениями Леонардо и его учеников, главным образом – Салаи и Джованни Антонио Больтраффио, являвшихся главными фигурами его студии в середине 1500-х – начале 1510-х годов, Франк утверждает, что вариант «Спасителя мира», происходящий из коллекции Фредерика Кука и проданный в 2017 году за $450 млн, является леонардеской, то есть работой, созданной в мастерской Леонардо, вероятно, по мотивам его оригинальной картины и, возможно, под его контролем.

К этому выводу Франка главным образом подталкивают очертания благословляющей руки Христа, соотношение ракурса пальцев и ладони которой анатомически не точны, а также схематичное, ритмическое изображение завитков волос Спасителя. «Благословляющий жест Иисуса Христа маловероятен с анатомической точки зрения. При полном поднятии двух первых пальцев руки так, как они изображены на картине, положение остальных пальцев в том ракурсе, в котором они показаны, практически невозможно» – утверждает он. Кроме того, к нетипичным для Леонардо особенностям эксперт относит и подробное изображение ногтей на благословляющей руке.

Не убеждает специалиста и наличие пентименто (нескольких вариантов одного изображения, которые были закрашены) – по его мнению, оба положения пальца были выполнены в ходе одной живописной сессии, а не последовательно, как считалось ранее, следовательно – перед нами не результат изменения творческого замысла художника, а два варианта, оставленные первым автором работы для последующего выбора наиболее удачного из них ретушёром, ставившим финальные штрихи на изображении. (В студиях художников эпохи Возрождения, такой подход к созданию работы, когда один человек создает первоначальный вариант изображения, а второй – главный художник в студии, либо наиболее приближенный к нему помощник – «доводит его до ума», был довольно распространен).

По мнению Франка, исходя из способа построения композиции, наличия упрощенных компилятивных элементов в ракурсах, складках драпировки и других фрагментах изображения фигуры Христа, автором первоначального изображения, скорее всего, мог быть один из самых близких учеников Леонардо позднего периода его творчества Джан Джакомо Капротти да Орено, также известный как Салаи. Именно он не смог выбрать лучший вариант из двух ракурсов большого пальца благословляющей руки. Заканчивал же работу, судя по характерной прорисовке волос и некоторых других деталей, один из самых талантливых учеников да Винчи, максимально перенявший манеру учителя – Джованни Больтраффио.

Точку зрения Жака Франка полностью поддерживает и издатель журнала Макл Дэйли, заявивший, что «Никто не относился к анатомии настолько серьезно, как Леонардо. Ситуация с руками, которые просто не могли быть нарисованы Леонардо, лишь одна из вещей, связанных с этой картиной, о которых предпочитают не говорить… Ведь когда обнаруживаешь одну неверную деталь в картине, часто это ведет к осознанию того, что вся картина – неправильная».

Источники: artwatch.org.uk

Источник

Добавить комментарий