В ходе реставрации фресок капеллы Киджи в римской церкви Санта-Мария делла Паче, возможно, обнаружена еще одна работа Рафаэля

Последних работ Рафаэля прибавилось

Последних работ Рафаэля прибавилось

Антонио Форчеллино. Фото: RCS Mediagroup / Fondazione Corriere 

Над созданием фрески, изображающей четырех сивилл в окружении ангелов, над входной аркой капеллы Рафаэль работал в 1513–1514 годах. Эта капелла, посвященная другу и покровителю художника — сиенскому банкиру Агостино Киджи, в небольшой римской церкви Санта-Мария делла Паче, знаменитой также клуатром по проекту Донато Браманте и барочным фасадом Пьетро да Кортона, известна как одна из последних работ великого мастера; заканчивали ее его ученики.

В феврале 2019 года по инициативе Антонио Форчеллино, архитектора, реставратора и признанного эксперта по эпохе Возрождения, автора двух монографий о Рафаэле, в капелле Киджи начались реставрационные работы. «Когда я занимался римским периодом Рафаэля, в том числе историей его дружбы с Агостино Киджи, в то время самым могущественным банкиром Европы, я много думал и о фресках в капелле Киджи. Уже в начале XVII века они пребывали в неважном состоянии из-за постоянной сырости. Непосредственно под церковью протекали грунтовые воды, которые осушили только 25 лет назад», — рассказал реставратор итальянской газете Corriere della Sera. Найдя частных спонсоров и получив согласие городских властей, Форчеллино тут же приступил к работам по очистке и закреплению фресок, взобравшись на 14-метровые леса и продвигаясь в день, по его словам, «буквально на два квадратных сантиметра».

Последних работ Рафаэля прибавилось

Фрески капеллы Киджи. Фрагмент. Фото: RCS Mediagroup / Fondazione Corriere 

В марте 2020 года из-за карантина работы пришлось приостановить, зато в мае, после их возобновления, реставратора ждало настоящее открытие. «Две пилястры по бокам фрески практически всегда были покрыты штукатуркой. Когда я начал ее удалять, сначала проступило золото, самый красноречивый символ богатства Агостино Киджи, а затем, постепенно, на левой пилястре — и декор в стиле гротеска с изображением сатира с корзиной». Это открытие дает основание предположить, что по замыслу Рафаэля сценография фрески начиналась с «двойных пилястр», совмещенных реальных и иллюзорных, — приема, который позже полюбили художники барокко. Форчеллино уверен, что обнаружение «двойных пилястр» позволяет не соглашаться с теми историками искусства, которые считают, что Рафаэль не завершил работу над фреской. «Это открытие важно потому, что речь здесь идет о последнем творении великого мастера», — заключает реставратор.

Интересно, что в мае же в зале Константина в Ватикане были обнаружены две фигуры, созданные Рафаэлем, хотя прежде считалось, что зал полностью расписан мастерами его школы по эскизам.

Источник

 
 

Добавить комментарий