Кочующая европейская биеннале, которая открывается 28 августа, впервые ненадолго осела во Франции — в портовом и пестром Марселе

Кураторы Manifesta13 не побоялись потревожить дух Артюра Рембо

Барбара Вагнер, Бенджамин де Бурка. «Свингерра». Стоп-кадр из фильма. 2019. Фото: Barbara Wagner and Benjamin de Burca / Manifesta

Несмотря на пандемию, Биеннале современного искусства Manifesta 13 не была отменена, но ее открытие перенесли с 7 июня на 28 августа. Это одно из немногих крупных художественных событий, которое все-таки состоится в нынешнем году, правда с учетом ограничений из-за мер по предотвращению коронавируса и частично закрытых границ. Например, в этот раз у Manifesta нет торжественного открытия, время проведения биеннале сократилось на три месяца (продлится она, как и планировалось, до 29 ноября), а различные площадки, задействованные в биеннале, открываются не все сразу, а поэтапно, в период с 28 августа по 9 октября.

Кураторы Manifesta13 не побоялись потревожить дух Артюра Рембо

Штаб-квартира Manifesta 13 в Марселе. Фото: Manifesta

Основанная в 1996 году и возглавляемая голландским историком искусств Хедвиг Фейен единственная европейская биеннале, кочующая из страны в страну, Manifesta впервые проходит во Франции, в Марселе. Основной проект получил название Traits d’union.s, что буквально переводится как «дефисы», но также намекает на созвучное англоязычное «тред-юнион» (профсоюз). Концепция и подготовка главной выставки Manifesta 13 была поручена трем кураторам: Катерине Чучалиной, старшему куратору фонда V-A-C (Москва), Стефану Кальмару, директору Института современного искусства (Лондон), и Алие Себти, директору Ifa Gallery (Берлин). Главная тема — двойственная идентичность, которая предполагает соединение, но не слияние различных сущностей. Речь пойдет и об идентичности Марселя как ключевого портового города, где традиционно встречались выходцы из самых разных миров, и об идентичности художников, чьи проекты объединяются в единый выставочный проект в рамках биеннале. «Бесконечные истории, биографии и легенды Марселя определяют его существование в качестве многообразной сферы. Марсель сопротивляется любой линейной категоризации. У Марселя нет единой идентичности», — пишут кураторы в своей концепции. Интересно, что наряду с современными художниками среди участников основного проекта заявлены исторические фигуры, например Антонен Арто, Ролан Барт, Андре Бретон, Артюр Рембо, Макс Эрнст. Из представителей России в биеннале принимает участие Арсений Жиляев. 

Кураторы Manifesta13 не побоялись потревожить дух Артюра Рембо

Работа над проектом The Grand Puzzle в рамках Manifesta 13. Фото: MVRDV/The Why Factory

Кроме основного проекта Traits d’union.s, биеннале включает несколько выставок в рамках параллельной программы Les Parallèles du Sud («Южные параллели»)и серию образовательных проектов Le Tiers (буквально: «треть»). 

Стефан Кальмар
Член кураторской группы Manifesta 13

Главная тема биеннале, Traits d’union.s, разворачивается в шести отдельных главах. Чему они посвящены?

Traits d’union.s приглашает к размышлениям о нашей современной ситуации, в том числе о месте культуры в обществе. Шесть ее глав посвящены традиционным местам обитания человека — это «Дом», «Убежище», «Приют», «Порт», «Парк» и «Школа». Каждая из них будет представлена в одной из городских культурных институций: Музее Кантини, Центре Вьей-Шарите, местной консерватории, Музее истории Марселя, Музее Гробе-Лабадье и дворце Лоншан, где расположены Музей изящных искусств и Музей естественной истории.

Изначально заявленная цель Mani­festa 13 — активное сотрудничество с принимающим городом и его жителями. Как вы работали в этом направлении?

Поскольку с самого начала мы поставили перед собой задачу навести мосты между искусствами и обществом, мы сотрудничали с экологическими и спортивными организациями, ассоциациями помощи мигрантам, музыкальными группами и так далее, чтобы дать возможность встретиться и общаться людям, которые в обычной жизни не общаются. А также поддержать те организации и сообщества, которые сегодня испытывают недостаток доверия и поддержки со стороны общества.

Из-за кризиса, вызванного COVID-19, открытие биеннале было перенесено с 7 июня на конец августа. Как этот кризис повлиял на концепцию самого проекта?

Вирус и вызванная им пандемия стали следствием непрекращающейся агрессии человека против природы, тем самым обнажив структурные проблемы современного капитализма. Вирус также продемонстрировал, какие драматические последствия может иметь для человечества уничтожение нашей планеты ради интересов меньшинства. COVID-19 — это и повод вновь вспомнить об общечеловеческих ценностях и ценности того конкретного места, где ты живешь, отказаться от экономических императивов, базирующихся на всеобщем ускоренном и несущем определенные риски прогрессе. Помимо этого, кризис позволит нам открывать Traits d’union.s главу за главой, словно листая книгу, и так вплоть до октября, когда выставка предстанет перед нами целиком и масштабно. И это здорово, что в результате Manifesta 13 превратится в «медленную Manifesta». Марсельцы, кстати, первыми получат возможность оценить это событие во всей полноте, воспользовавшись льготными тарифами на билеты для неоднократного посещения.  

Марсель
Manifesta 13
28 августа – 29 ноября

Источник

Добавить комментарий