Конструкция (лат. constructio) — построение, сложение.
Рисунок как конструкция
Нас окружает мир, в котором все построено по единым законам, в том числе и мы. А мы — маленькая часть этого большого мира, который окружает нас бесконечным количеством предметов. Предметы, в свою очередь, сложены из большого количества форм.
Познать суть предмета, его формообразование — дело непростое, но возможное.
Чтобы познать мир, надо познать его конструкцию. Причем, познав часть, можно познать и целое. Ведь, как мы уже говорили, все построено по единым законам.
Термин «сложение» входит в понятие «композиция». Ведь недаром композиционный строй картины мы называем ее конструкцией, а формообразующий строй предмета — конструкцией формы.
Конструктивный анализ дает полное представление о форме предмета и его положении в пространстве. Вы должны осознать, что рисуемый вами предмет, как и окружающее его пространство, трехмерен. Его можно рассмотреть с разных сторон и понять конструктивный строй этого предмета.
Ваше понятие о конструкции должно быть полным, чтобы вы смогли создать в вашем сознании ясное отражение рисуемого объекта.
Методы, средства и материалы рисунка
Далее необходимо материализовать отраженный образ в двухмерном пространстве листа при помощи определенных методов. Если вы не имеете представления о форме рисуемого предмета в пространстве, вам методы ни к чему; а если вы думаете, что владеете методами рисунка, тогда непонятно, что вы рисуете и рисуете ли вообще.
- Метод — это путь к достижению цели. Ваша цель — создать в двухмерном пространстве листа трехмерное пространство при помощи:
- метода композиционного решения листа;
- метода «золотого сечения»;
- метода пропорциональных отношений;
- метода прямой перспективы;
- метода конструктивного построения;
- метода выявления формы светом;
- метода тональных отношений;
- метода обобщения и так далее.
В основе методов лежит природа человеческого восприятия окружающей действительности. Итак: увидели, осознали, выбрали путь — и приступили к рисунку.
- Средства. К средствам относятся точка и линия — это все выразительные средства рисунка (что называется, «чем богаты, тем и рады» ). Они обладают качественными характеристиками. Например, линия лежит на белой плоскости листа и может при этом быть длинной, волнистой, красной, широкой, а также созданной таким материалом, как сангина.
- Материал. Это карандаш, уголь, соус, сепия и так далее.
Как видите, без конструктивного рисунка (анализа) не может существовать рисунка вообще (ну, разве что имитация). А если имитация будет являться основой всех видов изобразительного искусства, то во что тогда превратится искусство?