Формой рисунка является изображение на плоскости. Но передаваемый мир — не плоскость, а трехмерное пространство. Все предметы окружающего нас пространства имеют объем, как и само пространство. Отразить на плоскости графического листа объемный предмет — дело непростое. Поэтому в основе обучения рисунку стоит задача формирования у обучающегося объемно-пространственного мышления через простые понятия. Итак, конструктивный анализ пространства.
Что такое пространство?
Пространство — это то, что нас или предмет окружает, то есть среда. Она может быть открытой или замкнутой (например, интерьером).
Модель пространства — это куб, со всеми его сторонами и гранями. Куб имеет верхнюю поверхность, нижнюю, переднюю, заднюю и две боковые. Научиться рисовать куб — значит, научиться рисовать все.
Любая геометрическая форма, вписанная в куб (то есть находящаяся в пространстве), будет трехмерна и будет иметь в наличии все стороны пространства.
Такой фигурой является шар, цилиндр, конус, пирамида — то есть все геометрические примитивы, из композиции которых состоят предметы, в изобилии окружающие нас (будь то формы природы или формы, искусственно созданные человеком).
Это — первый шаг от простого понимания мира к сложному пониманию (и наоборот). Без понимания формы как объема в пространстве шар будет просто кругом, а куб — четырехугольником или шестиугольником.
Представьте себе открытое пространство, которое имеет верх и низ, четыре стороны света. В этом пространстве находится здание, похожее на куб, а в здании находится такая же комната. В комнате стоит стол, похожий на куб, на столе находится натюрморт, состоящий из куба, цилиндра и шара. В комнате находитесь вы и рисуете этот натюрморт.
Даже форма вашего тела имеет такие же свойства, как и форма куба: лицевые, боковые части и так далее. Таким образом, все едино!