Обучение рисованию. Теория академического рисунка

Рисунок – ядро, его суть – объем и его конструкция

Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры.

Рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем.              Микеланджело Буонарроти

Что вспоминается в первую очередь, когда спрашивают, что такое рисунок? «Это основа всех видов изобразительного искусства». Так — просто, без дальнейших разъяснений — начинаются многие учебные издания по рисунку.

Рисунок — ядро, вокруг которого и формируются все виды изобразительного искусства, а главный элемент — их конструкции.

Рисунок для профессии

Почему мы говорим, что карандашом — рисуем, а красками — пишем? В чем разница? Анатомическое строение человека не меняется из-за одежд, которыми оно укрыто — меняется функция и образ оболочек. Так и рисунок является не образной оболочкой, а главной формой. Рисунок — это намного больше, чем мы представляли себе раньше или можем представить сейчас.

  • Это основа, которая будет полезна для студентов факультетов дизайна, архитектуры, а также для студентов художественно-графических факультетов.
  • Развитие объемно-пространственного мышления, такого необходимого для этих специальностей, начинается с уроков рисунка. Если вы знакомы с программами подготовки дизайнеров в старейшем и уважаемом российском учебном заведении, каким является Художественно-промышленный университет им. Строганова, то вы можете обратить внимание, что дисциплина «Рисунок» равна по количеству часов (по времени подготовки специалистов) дисциплине «Проектирование».
  • Пластика совершенных творений природы является кладезем для дизайнера и архитектора. Одно из таких творений — человек. Недаром в программных заданиях по рисунку есть так много постановок, связанных с человеком. Также этим объектом занимается такая наука, как бионика.

Рисунок как предмет

Метод проектирования в дизайне и архитектуре (функциональный анализ) очень схож с методом конструктивного анализа в рисунке. Получить полную информацию об объекте, научиться видеть простое в сложном, а затем вести рисунок (или процесс проектирования) по пути «от простого к сложному» — это один из основных методов работы, как над рисунком, так и над проектом. Поэтому рисунок как предмет в подготовке дизайнера и архитектора играет весомую роль.

  • В программе обучения студентов рисунку блок заданий «Конструктивный анализ» следует после блока заданий «Рисунок натюрморта». Это связано с тем, что знания для рисунка натюрморта закладываются с детства в традиционной манере срисовывания, вследствие чего задания по этому рисунку выполняются студентами с определенной долей инерции, обусловленной особенностями мышления.
  • Между заданиями «Рисунок натюрморта» и «Рисунок головы человека» существует граница, переступив которую студент попадает в область иного для него объемно-пространственного мышления, опирающегося на конструктивный анализ.

Неподготовленность к осознанному рисованию вызывает болезненное состояние, сильно затормаживая процесс познания рисунка. Научить студента хорошо рисовать за период обучения в институте невозможно. Но научить его мыслить категориями рисунка и, тем более, основам конструктивного анализа — можно. Это станет его путеводной нитью, а особенно — в дизайне.

Самое главное, что рисунок как форма — конечен. Конструкция формы рисунка известна, в ней, как и в музыке, «семь нот и бесконечность возможностей». Без конструктивного анализа формы не существует рисунка вообще, как и не существует архитектурного сооружения без фундамента. Овладение методикой конструктивного анализа в рисунке является задачей номер один. Вот только процесс этот довольно-таки специфичный, потому что требует как от преподавателя, так и от студента творческого подхода.

Понимание конструкции рисуемого предмета всегда опирается на собственный опыт. Без опыта данное преподавателем конструктивное понимание формы предмета может превратиться в шаблон или схему. Вот почему здесь так необходимы навыки преподавателя с развитым объемно-пространственным мышлением, владеющего основами конструктивного рисунка.

Теория академического рисунка

Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.

Обучение рисованию. Теория академического рисунка
Светотени нет — предмет кажется плоским
Обучение рисованию. Теория академического рисунка
Светотень есть – предмет стал объемным
Обучение рисованию. Теория академического рисунка
Светотени стало ещё больше –теперь видно объем и фактуру

Обучение рисованию. Теория академического рисункаКак и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.

Обратите внимание, что способ перехода тонов и светотени указывает на фактуру предмета.

 

 

Добавить комментарий